Скрытый маркетинг является является инструментом для продвижения не рекламного типа, и является нетрадиционной формой продвижения тех или иных продуктов в сети. Скрытый маркетинг можно определить как доведение в скрытой форме до целевой аудитории необходимой информации.
Осуществить это можно путем виртуального общения на различных Интернет-площадках, которые являются средой воздействия скрытого маркетинга:
- ? блоги;
- ? форумы;
- ? социальные сети;
- ? сообщества;
- ? сервисы вопросов и ответов;
- ? чаты.
Главной особенностью скрытого маркетинга является то, что информация передается в любой форме непосредственно от пользователя к пользователю, при этом целевая аудитория не осознает, что является объектом воздействия маркетинговых мероприятий.
Существование различных форм подачи информации обуславливает разнообразие терминов, пересекающихся по смыслу и обозначающие виды (формы) скрытого маркетинга.
- ? Buzz-маркетинг ( с англ. – «жужжащий маркетинг»). Является всем известным «сарафанным радио», маркетингом слухов. Данный инструмент является очень мощным. Подразумевает распространение подготовленной информации в виде слухов. Основывается на привычке человека делиться информацией с другими людьми, что позволяет проникать даже в закрытые сообщества;
- ? SMM (Social Media Marketing – социальный маркетинг) — маркетинг в социальных сетях;
- ? WOMM (word-of-mouth marketing). Маркетинг разговоров, передача информации от человека к человеку в процессе личного общения (в блоге, на форуме, по телефону, устно, письмом, и т.д.);
- ? Партизанский маркетинг – маркетинговые мероприятия которые не соответствуют общепринятым представлениям о способах продвижения товаров и услуг. Чаще всего это акции провокационного, порой даже скандального характера, позволяющие максимально эффектно представить товар потенциальному клиенту
- ? Вирусный маркетинг — маркетинговые приемы, при использовании которых информация о компании распространяется самими потребителями;
- ? Скрытая реклама – виртуальное общение в блогах, тематических форумах, чатах сообществах, и т.п.
Все эти виды маркетинга преследуют одну цель – привлечение внимания, создание повода для обсуждения, однако используют различные способы и комбинации способов для ее достижения.
Причины эффективности методов скрытого маркетинга
Целесообразно выделение следующих причин эффективности методов скрытого маркетинга:
- ? Навязчивость традиционной рекламы. Как правило, у более чем 50% людей традиционная реклама вызывает отторжение, и люди отдают предпочтение товарам или услугам, у которых не слишком агрессивная рекламная компания, и от которой они не чувствуют сильного прессинга.
- ? Больше доверия вызывают советы, отзывы и мнения пользователей, причем неважно, являются ли они знакомыми или нет. Предполагается, что их высказывания базируются на некотором личном опыте использования товаров и услуг. Перед принятием решения о покупке пользователь зачастую ищет на форумах, в социальных сетях и отзывы обладателей товаров или клиентов, уже воспользовавшихся услугой, интересующей пользователя.
- ? Пользователи не воспринимают сообщения виртуальных собеседников или блогеров как рекламные.
- ? Постоянный ростр популярности социальных сетей, Интернет-сообществ, блогов, а также других мест виртуального общения.
- ? Существует возможность прямого взаимодействия с целевой аудиторией на соответствующей Интернет-площадке.
- ? Оперативность. Организовать маркетинговые мероприятия можно за короткий срок, можно быстро реагировать на изменение условий и оперативно вносить коррективы в сценарий проведения мероприятия.
Для проведения мероприятий скрытого маркетинга используются так называемые агенты влияния – интернет-пользователи, активно общающиеся на соответствующих Интернет-площадках. Агенты влияния доносят рекламную информацию до целевой аудитории различными путями:
- ? высказывают свое мнение;
- ? проводят разъяснительную работу;
- ? провоцируют дискуссии;
- ? участвуют в обсуждениях;
- ? консультируют.
Если такой деятельностью занимаются пользователь с «историей», со сформировавшимся рейтингом и определенным виртуальным образом в Интернет-сообществе, то это не вызовет подозрений. Значит, отсутствует риск уличения в рекламной деятельности.
Агентом влияния может стать любой пользователь, умеющий грамотно стоить общение и обладающий достаточными знаниями предмета. Однако, чтобы стать агентом влияния, новый участник должен сначала заработать себе рейтинг, зарекомендовать себя, а на это нужно некоторое время. Поэтому целесообразно привлечение к участию в маркетинговых мероприятиях участников форума, уже имеющих определенную репутацию и «стаж» форумной жизни.
Можно провести параллель с блогами – в блогосфере у популярных блогеров покупаются сообщения, несущие необходимую рекламодателю информацию и появляющиеся в блоге с определенной периодичностью.
Преимущества и недостатки скрытого маркетинга
Использование скрытого маркетинга обладает следующими преимуществами:
- ? затраты на проведение минимальны;
- ? не вызывает отрицательных эмоций у целевой аудитории, так как она не подозревает о рекламном воздействии;
- ? рекламодатель контролирует ситуацию;
- ? оперативное реагирование, возможность быстрой нейтрализации отрицательных отзывов
- ? возможность оперативного внесения необходимых изменений в сценарий.
Выделяют следующие недостатки использования скрытого маркетинга
- ? работа в ограниченных сферах
- ? в ходе обсуждения различных тем изменить мнение пользователя по какому-либо вопросу изменить достаточно сложно;
- ? необходимо тщательно прорабатывать сценарий;
- ? скрытый маркетинг не может выступать полноценной заменой имиджевой рекламной компании;
- ? не работает на прямые продажи.