Веб-сайт (от английского «web-site»: «web» – паутина, сеть; «site» – место, местоположение) – это структурированная специальным образом информация, которая размещена на сервере и является открытой пользователям сети как для свободного, так и для авторизируемого или ограниченного доступа.
Совокупность всех сайтов составляет Всемирную паутину, объединяющую в единое целое части информации всего мирового сообщества – объединения планетарного масштаба и базу данных. Протокол HTTP (Hyper Text Transfer Prоtocоl — протокол передачи гипертекста) специально был разработан для того, чтобы обеспечить клиенту прямой доступ к сайтам на серверах.
Сайт является набором определенных файлов – страниц – определенного формата. Страницы сайтов – это файлы с текстом, который содержит команды на языке HTML (HyperText Markup Language – язык разметки гипертекста). Данные файлы при загрузке посетителем на компьютер обрабатываются посредством браузера и выводятся на средство отображения компьютера (монитор, экран смартфона, экран КПК и т.д.) Возможности языка HTML позволяют править, различать его функциональные элементы, создавать гиперссылки, а также включать мультимедийные элементы: изображения, звукозаписи и т.д.
Страницы сайтов не всегда представляют собой простой статичный набор файлов. Иногда они создаются при помощи особой компьютерной программы на сервере – на так называемом движке сайта. Программа может как быть написана специально для отдельного сайта на заказ, так и быть готовым продуктом, предназначенным для использования на сайтах определенного класса. Программы, называемые CMS (система управления содержимым) обеспечивают владельцу сайта возможность гибкого регулирования вывода и структуризации информации на сайте. Некоторые из движков обеспечивают владельцу сайта возможность гибкой настройки вывода и структурирования информации на веб-сайте.
Классификация веб-сайтов
Существует большое количество признаков, по которым можно произвести классификацию сайтов. Классификация сайтов является необходимой, так как зачастую веб-мастеру приходится сталкиваться с непониманием заказчика того, какой сайт должен получиться в итоге. Поэтому целесообразно выделение базовых признаков каждого вида (типа). Кроме того, у сайтов разного типа различная, специфическая структура.
В первую очередь, как правило, выделяют сайты коммерческие и некоммерческие. Конечной целью функционирования коммерческого сайта всегда является прибыль, в то время как некоммерческие сайты выполняют, в основном, информационную функцию. Коммерческим можно назвать не только сайт, предназначенный для осуществления продаж либо предоставления услуг, но и промо-сайты, популяризирующие бренд, товар или фирму. Некоммерческие сайты чаще всего создаются общественными организациями, политическими партиями, государственными организациями. Также некоммерческими сайтами можно назвать ресурсы, предназначенные для обмена мнениями и организации общения людей (форумы, блоги, сообщества).
Основные виды сайтов:
- Блог
- Форум
- Wiki-ресурс
- Flash-сайт
- Доска объявлений
- Визитка
- Сервис
- Портал
- Интернет-магазин
- Биржа
- Простой сайт
Блог (с английскогоblog, от web log – Internet-журнал, Internet-дневник, онлайн-дневник) – сайт, основным содержимым которого являются записи (посты), регулярно добавляемые и содержащие мультимедийные элементы.
Форум (в древнеримском градостроительстве – центральная городская площадь, на которой велись переговоры, заключались сделки, проходила общественная жизнь) – организует общение пользователей, информация на веб-форуме структурирована, предполагается наличие общей тематики и различных тем для обсуждения.
Wiki-ресурс – справочный ресурс, наполнение которого осуществляется пользователями. Кроме того, пользователи могут изменять структуру и содержимое wiki-ресурсов.
Flash-сайт – веб-ресурс, созданный с использованием платформы Adobe Flash. На сайтах такого вида могут быть реализованы нестандартные способы представления информации.
Доска объявлений – ресурс, на котором организуется прием и размещение объявлений от пользователей.
Визитка – сайт, содержащий только необходимую информацию о фирме, предпринимателе, краткое описание деятельности и контакты. Иногда на сайтах подобного вида размещается портфолио работ.
Сервис – сайты, предоставляющие некоторую статистику; позволяющие анализировать определенные показатели; почтовые и поисковые сервисы.
Портал (от англ. Portal – главный вход) – веб-сайт, предоставляющий пользователю разнообразные интернет-сервисы, работающие в пределах этого сайта. Порталы являются крупными сайтами и предполагают наличие обширной аудитории.
Интернет-магазин – сайт, продающий товары онлайн. По сути, он является совокупностью программ, позволяющих покупателю удаленно выбрать товар из каталога, а также оформить заказ на него.
Биржа – ресурс играет роль посредника между заказчиком и клиентом. Тематика сайта-биржи может быть разнообразной. Примером такого сайта можно назвать биржу статей ADVEGO.
Простой сайт – сайт, не относящийся к вышеперечисленным. К примеру, сайт члена известной музыкальной группы, имеющий несколько разделов и имеющий, в основном, информационную функцию.
Кроме перечисленных видов, существует классификация по:
- Принадлежности:
- Студийный;
- Корпоративный;
- Городской;
- Государственный;
Персональный; - Социальный;
Фирменный; - Типу контента:
- Статьи, текст;
- Видео;
- Аудио, музыка;
- Фото, изображения;
- Мультимедиа;
- По состоянию (статусу):
- Недоработанный;
- Тестовый;
- Заброшенный;
- Взломанный и/или заспамленный;
- Популярный;
- Авторитетный;
- Живой.