Инновационная деятельность и формы государственной поддержки

Одним из основных курсов в области государственной инновационной политики, которая служит важным условием для инновационного развития компании, является поддержка инноваций.

Страны с высокоразвитой экономической системой показывают свой опыт, что наиболее важные успехи были достигнуты из-за постоянного поиска инноваций и их внедрения. Ограниченные природные ресурсы и рост населения ограничивают возможности для дальнейшего развития производства после расширения в определенной степени. Для многих стран мира единственным является путь развития инноваций, который направлен на переход на коммерческую основу и на использование результатов различных научных разработок и исследований для обновления и расширения ассортимента и усовершенствования качества выпускаемой продукции (будь то товары или услуги), улучшения технологий их изготовления с дальнейшим внедрением и эффективным сбытом на внутреннем рынке, либо за рубежом.

До недавнего времени правовая основа для государственной помощи в России состояла из программного обеспечения и стратегических документов, которые в юридической форме обнаружили перспективы и развитие инноваций в Российской федерации.

С принятием Федерального закона от 21.07.2011 № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О науке и государственной научно-технической политике”», на пути совершенствования законодательства в сфере инноваций был сделан важный шаг.

Значительное внимание в Федеральном законе «О внесении изменений в Федеральный закон “О науке и государственной научно-технической политике”» отводится вопросу поддержки государством инновационной деятельности как одному из стратегически важных направлений государственной политики введения и поддержания инноваций.

Необходимо выделить тот факт, что законодатель определяет формы государственной поддержки инновационной деятельности и субъектный состав, полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в сфере поддержки инновационной деятельности. Также, что немаловажно, закрепляет основы данного направления инновационной политики государства, выражающиеся в задачах и основах государственной поддержки.

Государственная поддержка инновационной деятельности в ФЗ № 254 определена как комплекс мер, принимаемых органами государственной власти в соответствии с законодательством РФ с целью создания необходимых экономических, организационных и правовых условий, и кроме того стимулов для юридических и физических лиц, которые осуществляют инновационную деятельность.

Формы поддержки государством

В Федеральном законе представлена единая система форм поддержки государством инновационной деятельности, которая включает в себя:

  1. льготы по уплате налогов, сборов и таможенных платежей;
  2. образовательные услуги;
  3. информационная поддержка;
  4. консультационная поддержка и помощь в формировании проектной документации;
  5. развитие спроса на инновационную продукцию;
  6. финансовая гарантия (в том числе субсидии, кредиты, гарантии, гранты, займы, взносы в уставный капитал);
  7. осуществление целевых программ и подпрограмм, а также проведение мероприятий в рамках государственных программ РФ.

Особое значение государства в поддержке и финансировании инновационной деятельности объясняется тем, что массивные и увеличивающиеся масштабы финансовых ресурсов, которые необходимы для учреждения исследований, ограничивают возможности инвестиций для частного капитала в различные сферы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

Также, особая роль государства в субсидировании инновационной деятельности объясняется тем, что уровень формирования НИОКР и глубина проникновения научных разработок и идей в производственный процесс становится ключевым условием конкурентоспособности государства на мировом рынке, что со стороны государства требует активного участия путем финансирование этих процессов.

Финансирование государством инновационной деятельности позволяет реализовывать порой непосильные даже для крупного бизнеса научные исследования (фактическая значимость которых может обнаружить себя только в несколько отдаленной перспективе), разрабатывать принципиально новые направления технологий и науки в целом. Вследствие государственного финансирования появились как новые изделия и технологии, так и целые области экономики — биотехнологии, телекоммуникации и Интернет.

Принципы инновационной деятельности

Говоря об инновационной деятельности, нельзя не упомянуть некоторые ее принципы, на которые она опирается и которые необходимы для освоения инновационного потенциала:

  1. Приоритет инноваций над традиционным производством. Этот принцип предусматривает признание за наукой главной роли в системе производительных сил. Можно обеспечить конкурентоспособность отечественной продукции, а также хозяйствующих субъектов, только практически используя результаты научных исследований и приобретенные знания.
  2. Концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники. Одной из самых важных функций государственного регулирования в среде рынка является ресурсное снабжение научных разработок и обозначение приоритетных направлений инновационной деятельности. На уровне государства данные направления определяются с учетом главных потребностей страны и ее инновационного потенциала.
  3. Масштабность. Масштабный охват инновационного потенциала означает, что чем больше важность итогов инновационной деятельности, тем больше побудительных рычагов необходимо использовать, чтобы результат от внедрения инновации удержался на той территории, где она была реализована.
  4. Обеспечение правовой охраны интеллектуальной собственности, а также свободы научного и научно-технического творчества. В контексте инновационной деятельности предполагается постановка некоторой прикладной проблемы, после решения которой, можно получить коммерчески результаты. Приобретенные путем использования научных методов, результаты должны быть защищены законодательством. Однако государство не должно интересовать то, какие именно научные методы были использованы в ходе исследований.
  5. Поддержка в развитии конкуренции в областях науки и техники. Это рациональное смешение государственного управления инновационной деятельности и функционирования инновационных структур в условиях конкуренции. Государство стимулирует деятельность новых и малых инновационных структур, сдерживает с помощью антимонопольного законодательства работу предприятий-монополистов, тем самым создавая условия для активизации инновационной деятельности в регионе или стране. Возрастает количество инновационных фирм, которые конкурируют между собой, что в свою очередь стимулирует научно-технический прогресс.
  6. Экономичность инновационных процессов. Данный принцип означает, что средства, выделенные на нововведения, оправданы только в том случае, если они приводят к коммерческому успеху.

Факторы воздействующие на процесс инноваций

В современных условиях рыночной экономики, где существенно возросла значимость инноваций, они являются эффективным средством конкурентной борьбы потому, что они ведут к наплыву инвестиций, созданию новых потребностей, открытию и захвату новых рынков (как внутренних, так и внешних), уменьшению себестоимости продукции, улучшению имиджа (повышению рейтинга) разработчика новых продуктов. Поэтому, на процесс инноваций могут воздействовать факторы, которые как способствуют развитию, так и препятствуют инновационной деятельности предприятия. Эти факторы подразделяются в свою очередь на препятствующие и способствующие.

Политико-правовые факторы. Препятствующие включают в себя ограничения со стороны патентно-лицензионного, антимонопольного и налогового законодательства; способствующие — законодательные меры, которые поощряют инновационную деятельность, а также государственную поддержку инноваций.

Экономические и технологические факторы. Препятствующие — нехватка денежных средств для финансирования проектов инновационной деятельности, отсутствие запасных мощностей, слабость научно-технической базы. Способствующие — наличие резерва материально-технических и финансовых средств, научно-технической и хозяйственной инфраструктуры, а также прогрессивных технологий.

Социально-психологические и культурные факторы. Препятствующие — сопротивление переменам, вызванным такими последствиями, как необходимость поиска новой работы, реорганизация устоявшихся методов деятельности, изменение статуса работников, нарушение стандартов поведения и сформировавшихся традиций. Способствующие — моральное ободрение участников инновационного процесса, предоставление перспектив самореализации, общественное признание, освобождение креативного труда. Нормальная психологическая среда в трудовом коллективе.

Организационно-управленческие факторы. Препятствующие — чрезмерная централизация, традиционная организационная структура компании, ведомственная обособленность, сложность меж организационных и межотраслевых взаимодействий, направленность на сформировавшиеся рынки, жесткость в планировании, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков данных, жесткость в планировании. Способствующие — преобладание горизонтальных потоков информации, гибкость организационной структуры, самопланирование, децентрализация, допущение корректировок, демократичный стиль управления.

Регулирование инновационной деятельности и исключение факторов, которые мешают инновационной деятельности, а также разработка и дальнейшее развитие факторов, способствующих развитию инновационной деятельности на предприятии, приобретают особую роль в современной жизни компании, оказывая существенное воздействие на цели, методы и стратегию управления предприятием. Инновационная деятельность порождает как будущий образ предприятия, выражая ее технологии, выпускаемые продукты, окружение, потенциальных потребителей, так и базу ее конкурентной и стратегической позиции на рынке. Эффективное руководство инновационной деятельностью требует использования современных эмпирических адаптивных методов, подходов и алгоритмов; изучения и обобщения опыта, благополучно действующих на глобальном рынке предприятий.

Продуктивная инновационная политика представляет собой мощный инструмент, благодаря которому государство может преодолеть стагнацию в экономике, сформировать работу внутреннего рынка и выйти на мировой рынок высокотехнологичных продуктов.

На уровне законодательства государственная инновационная политика, а также ее приоритетная направленность (например, поддержка государством инновационной деятельности) не смогли найти своего полноценного и соответствующего требованиям общественного развития правового обеспечения. Имеющаяся проблема в значительной степени объясняется несовершенством теоретической базы государственного регулирования инновационной деятельности, что затрудняет достижение стратегических целей и целенаправленное совершенствование инновационной экономики в Российской Федерации. Развитие и улучшение законодательства в области развития инноваций должно осуществляться лишь на основе научно обоснованных концепций и предложений. Данный подход даст возможность достичь существенных результатов на пути формирования государственной политики в сфере инноваций и системы ее нормативно-правового обеспечения.

Один комментарий для “Инновационная деятельность и формы государственной поддержки

  1. С нетерпением жду новых статей от вас. Теперь это мой любимый сайт, отправляется в закладки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *