Press "Enter" to skip to content

Создание методики мониторинга показателей рыночной позиции сайта компании

В связи с ростом постиндустриальной экономики и развитием информационного общества, а также вызванным глобализацией усилением конкуренции на традиционных рынках, возрастает актуальность использования современных информационных технологий в коммерческой деятельности. В условиях исчерпания возможностей экстенсивного роста рынка все больше компаний обращают внимание на технологии интернте-маркетинга, позволяющие привлечь новых клиентов без географического расширения сети филиалов и дополнительных офисов. В качестве одного из необходимых условий решения данной проблемы выступает наличие инструментария маркетинговых исследований в Интернете. Разработке математического аппарата осуществления маркетинговых исследований в Интернете посвящена данная статья.

Используя предоставляемые интернет-маркетингом возможности, в частности преимущества маркетинговых исследований в Интернете перед традиционными маркетинговыми исследованиями (автоматизация оперативного и полного учета важных маркетинговых характеристик и т.п.), можно разработать систему показателей, характеризующих рыночную позицию сайта. Сформулируем те, характеристики которыми должны обладать данные показатели. Важными для среды интернет-маркетинга являются возможность автоматического расчета данных показателей, и возможность отслеживания их изменений в масштабе реального времени.

Для достижения данных характеристик необходимо чтобы данные, используемые при расчете показателя, находились в свободном доступе в любое время. Наиболее подходящими, для данных требований, являются данные о позиции сайта в поисковых системах по целевым для данного сегмента рынка запросам.

Необходимо пояснить насколько важным является для сайтов попадание на первые позиции листов ответов на целевые запросы в поисковых системах. Многие сайты получают, таким образом, до 90-97% новых посетителей, попадание на первые позиции по ряду коммерческих запросов позволяет коммерсантам увеличивать обороты на десятки миллионов долларов.

По данным разных исследований от 95 до 98% пользователей Интернета используют поисковые системы, чтобы найти необходимые им товары, услуги и информацию. Актуальность использования информации поисковых систем подтверждается анализом всего массива поисковых запросов, который показывает, что 35% из них – коммерческие или коммерциализируемые (успешно могут быть использованы для предложения и продажи товаров и услуг).

По каждому запросу поисковая система находит все веб-страницы, которые их содержат, и отображает их в порядке соответствия запросу. А задача специалиста по интернет-маркетингу – добиться того, чтобы, независимо от построения запроса, сайт попадал в первые ряды результатов поиска, а спектр слов, по которым его можно найти, был достаточно широк.

Поисковые системы, как правило, отображают найденные по запросу страницы частями по 10-20 ссылок. Согласно данных маркетинговых исследований около 60% пользователей ограничиваются первой страницей результатов поиска, и почти 90% – первыми тремя страницами. Отсюда следует задача добиться того, чтобы страницы веб-сайта стояли в первых 10-20 результатах поиска – связанной с ней является задача чутко отслеживать положение страниц сайтов конкурентов, для принятия необходимых маркетинговых действий. Именно эта задача стала одной из основных задач конкурентной разведки в Интернете.

Исследование информации о спросе пользователей и позициях сайтов конкурентов по целевым запросам с использованием поисковых систем – один из самых низкозатратных (информация предоставляется поисковыми системами в автоматическом режиме бесплатно) и эффективных способов маркетинговых исследований в Интернете, стоимость использования этого инструмента интернет-маркетинга минимальна.

Кроме того, точность данной информации абсолютная – человеческий фактор в процессе сбора и обработки информации отсутствует (например, анализируются не ответы на анкету, которые могут быть неискренними, а конкретные действия по поиску товаров и услуг), однозначно выделяется целевая аудитория, так как они ищут именно ту информацию или товары, которые предлагает компания.

Разрабатываемый, для данного анализа, показатель будет учитывать позицию сайта по каждому целевому запросу, например, запросу «Брокерское обслуживание» (одна из банковских услуг) в основных поисковых системах, работающих в Рунете, с учетом доли использования данного запроса в данной системе по отношению ко всему массиву аналогичных запросов во всех поисковых системах:

где  – позиция сайта «с» по целевому запросу «з» (общее число сайтов – р);

– позиция сайта «с» по запросу «з» в i-той поисковой системе;

— число запросов «з» из тематической группы «г» (будет разъяснено ниже), задаваемых в i-той поисковой системе;

i  – число поисковых систем, изменяется от 1 до n.

Важно отметить, что конструкция: позволяет более точно учесть значимость той или иной позиции сайта по данному запросу, чем простое умножение позиции сайта «с» по целевому запросу «з» на долю использования данной поисковой системы пользователями.

Во-первых, данные о числе запросов в поисковой системе более значимы, чем данные о доле использования данной поисковой системы пользователями. Структура пользователей поисковых систем не однородна – у поисковой системы может быть много пользователей с другими (например, «не банковскими») интересами, а число пользователей, задающих, например, запрос «Брокерское обслуживание» относительно невелико.

Во-вторых, информация о структуре использования поисковых систем пользователями получается на основе эпизодических маркетинговых исследований (в промежутках между которыми не обновляется), а данные о числе запросов в поисковой системе обновляются в масштабе реального времени – следовательно, постоянно актуальны.

Экономический смысл данного показателя в отражении видимости сайта «с» потенциальными клиентами, ищущими товар или услугу через Интернет по запросу «з» и в возможности анализа позиции сайта «с» по данному запросу по сравнению с сайтами-конкурентами.

Классификация целевых запросов для коммерческих сайтов

Be First to Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *