Press "Enter" to skip to content

К проблеме конкретизации значения термина «Интернет-маркетинг»

Многие авторы, говоря об интернет-маркетинге, сознательно уклоняются от определения самого этого явления и пытаются охарактеризовать его через частные случаи. Так, Ральф Уилсон – один из наиболее авторитетных экспертов в мире в области интернет-маркетинга и электронной коммерции, автор более чем 200 статей по вопросам электронной коммерции и развития интернет-маркетинга – несмотря на то, что даже в названии книги фигурирует понятие «интернет-маркетинг», не дает в работе его определения. Этому же принципу следуют некоторые отечественные авторы, занимавшиеся проблемами интернет-маркетинга в период 2000-2003 гг., например, В. Холмогоров, А. Себрант, А. Петюшкин, что является следствием влияния идей зарубежных авторов. Несомненно, Интернет-маркетинг является отраслью электронной коммерции.

Сам термин «интернет-маркетинг» является сложением двух понятий: «Интернет» и «маркетинг». Исходя из этого, можно выделить 2 методики определения понятия «интернет-маркетинг»:

1) определение через такое относительно новое явление как электронная коммерция;

2) определение, подчеркивающее связь данного термина с традиционным маркетингом.

Преимуществом первой методики является конкретика – поименное перечисление множества инструментов интернет-маркетинга, указание его специфики, а недостатком – описательный характер и отсутствие достаточного уровня теоретического осмысления, в результате чего такие определения носят ограниченный и неполный характер.

Например, определение, данное А.В. Юрасовым в учебнике «Основы электронной коммерции» – «интернет-маркетинг – совокупность методов интернет-коммерции, направленных на увеличение экономической эффективности сайтов и содержащих интернет-рекламу и другие формы привлечения посетителей; методы удержания посетителей на сайте; обеспечения покупки ими товаров или услуг, предлагаемых на сайте, если такие имеются; либо выполнения других действий (регистрации, подписки на новости и т.п.); методы создания постоянной аудитории сайта и (или) сетевого сообщества (комьюнити)». Не затронуты другие функции маркетинга (поиск информации о клиентах и поставщиках, конкурентах и т.д.). Определение завязано на веб-сайт компании, однако веб-сайт хоть и является наиболее эффективным инструментом интернет-маркетинга не есть его необходимый признак – так изучение аудитории Интернета, демонстрация баннеров не предполагают обязательного наличия у фирмы веб-сайта.

Вторая методика имеет очень важное преимущество, заключающееся в той теоретической и методологической базе, которая наличествует у традиционного маркетинга, однако она же таит в себе опасность попытки механического соединения терминов «маркетинг» и «Интернет», что повлечет за собой ошибочность такого рода определения. К тому же, следует иметь в виду отсутствие общепринятого (канонического) определения понятия «маркетинг», поэтому, говоря об интернет-маркетинге, в любом случае необходимо пояснять, какое определение маркетинга берется за основу.

Среди определений, иллюстрирующих 2-ую методику, можно выделить сформулированное В.В. Царевым и А.А.Кантаровичем в книге «Электронная коммерция»: «интернет-маркетинг – необходимый комплекс мер по исследованию такого специфического рынка, каким является сетевой рынок Интернета, по эффективному продвижению и продаже товаров (услуг) с помощью современных Интернет-технологий… Интернет-маркетинг – это относительно дешевый общемировой информационный канал, который характеризуется высокой оперативностью, целенаправленностью воздействия, достаточно быстрой обратной связью с потенциальными клиентами, дешевизной рекламных акций и маркетинговых мероприятий». Не указывается, что это за меры, также встает вопрос, насколько они необходимы. Сам интернет-маркетинг не может быть каналом, поскольку согласно любым определениям, это деятельность, «комплекс мер», теория, но не коммуникативное средство.

И.В. Успенский в учебном пособии «Интернет-маркетинг» при рассмотрении явления интернет маркетинга также придерживается данной методики: «под термином Интернет-маркетинг понимается теория и методология организации маркетинга в гипермедийной среде Интернета». Сущность явления остается скрытой, единственное, что следует из определения – интернет-маркетинг требует отличной от традиционного маркетинга методологии и теоретической основы в виду специфики самого Интернета.

Итак, проанализировав имеющиеся определения интернет-маркетинга, мы пришли к выводу, что они не удовлетворяют задачам нашего исследования и нуждаются в корректировке и устранении слабых мест у имеющихся определений. Исходя из определения маркетинга, интернет-маркетинг – это теория и практика использования фирмой средств Интернета – веб-сайта, возможностей интернет-рекламы, механизмов изучения рынка (покупателей и конкурентов), создания и корректировки потребительских предпочтений с применением Интернета – для получения максимальной прибыли.

Be First to Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *